ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ - ДУХ УТЕШИТЕЛЬ



Мне не раз уже приходилось говорить о подпольной духовной России, самоотверженной, героически действовавшей и в годы массовых сталинских репрессий, и в годы удушающего брежневского застоя. Я счастлив, что был причастен к этому подпольному духовному братству. Должен сказать, что ассоциация "Мир через культуру, которую я представляю на данном Конгрессе, считает себя непосредственной восприемницей и продолжательницей этой сокровенной и непрерываемой российской традиции. Вот почему мне бы хотелось, чтобы мое сообщение не воспринималось как нечто идущее только от меня. Мне бы хотелось, чтобы оно было воспринято как живое слово духовной России, совсем еще недавно находившейся под жесточайшим запретом, эстафету которой нам выпала честь донести до сегоднешнего дня.
Семидесятилетний период советской истории отнюдь не является "черной дырой", как это пытаются представить тотальные ниспровергатели нашего прошлого. Также как не является "черной дырой" и тысячелетняя история России до октября семнадцатого года, которую столь же яростно пытались перечеркнуть некоторые радикальные представители большевизма. И та, и другая попытка - следствие одной и той же болезни, именуемой гордыней ограниченного человеческого разума. Эта же гордыня настолько беспредельна, что без тени смущения готова подправить и корректировать самого Господа Бога, по каким-то непонятным причинам попустительствовавшего большевикам и их дерзостному эксперименту.
Конечно, гораздо легче отрицать, нежели заставить себя вдуматься в вопрос, от которого нельзя уйти, нельзя отмахнуться: в чем же глубинный, в чем же духовный смысл советского периода истории? На этот вопрос по моему мнению, достаточно четко и исчерпывающе отвечает человек, не только не являющийся апологетом коммунизма, но наоборот, его убежденный и последовательный противник, один из организаторов белого движения в России, один из лидеров белой российской эмиграции за рубежом - Василий Витальевич Шульгин. Он же говорил следующее: "Россия распята за весь мир. В октябре семнадцатого она добровольно пошла на крестные муки ради всего человечества". Примерно ту же самую мысль выскажет впоследствии Рабиндранат Тагор, когда сравнит советскую Россию с "величайшим жертвенным костром в истории человечества".
"Жертвенный" - вот слово-ключ к разгадке бытия советского периода времени. Проходя испытание кровавым адом и унизительным чистилищем казарменного социализма, мы взяли тем самым на себя карму всего человечества, составной и неотъемлемой частью которого - вопреки утверждениям дремучего воинствующего невежества - мы являлись и являемся. Нашим собственным примером, нашим опытом (негативным и позитивным одновременно) мы показали, наглядно и осязаемо, что принудительными насильственными методами - а иллюзии насчет этого бытовали на протяжении веков - рай на земле не построишь. Увы - самые благородные устремления превращаются в собственную противоположность, если лишены духовной основы.
Возвышенная идея об отказе от эгоистических интересов (в том числе и от собственных) во имя всеобщего блага принадлежит не Марксу и Ленину. Она принадлежит Будде. Она принадлежит Христу. Так же, как Маркс и Ленин, величайшие Учителя человечества считали, что данная цель достижима в результате революции. Но какой революции? Не политической, не социальной, но самой кардинальной из всех революций - революции духа. Без радикальных изменений внутреннего мира человека (а это возможно лишь на сугубо добровольных началах) любые радикальные изменения внешних условий не имеют смысла. Собственно, социальный переворот получает свое историческое оправдание лишь в том случае, если служит отправной точкой для духовного сдвига, если способствует трансформации и расширению человеческого сознания.
Собственно, ощущение причастности к этой самоотверженной и космически ответственной миссии и давало нам возможность в труднейшие периоды величайших потрясений. В минуты смертельной опасности тайна сия становилась явной и питала собой молитвенный экстаз и духовный подъем народа, спасающие от гибели на самом краю бездны. Так было в годы золотоордынского владычества накануне Куликовской битвы. Так было в Смутное время. Недаром Преподобного Сергия Радонежского, сформировавшего духовный облик нашего народа, называли Параклетом России.
Приход Духа Утешителя на землю, по утверждению эзотерических христианских источников, является таинством особого рода. Таинство это заключается в том, что он не будет воплощен физически. Почему? Да потому, что это означало бы неприемлемое для него ограничение. В новую космическую эпоху в полной мере должен быть реализован закон, запечатленный в Священном Писании: "Дух дышит, где хочет".
Симптоматично, что в этом пункте как бы пересекаются христианская и буддийская концепции. По утверждению эзотерических буддийских источников, Господь Майтрейя не будет иметь физически ощутимого воплощения. Он станет "видимым невидимо". Закрытый от внешних чувств человека, он будет открытым для его внутренних чувств, которые чрезвычайно утончаются в новую космическую эпоху.
Особый характер Духа Утешителя Учение Параклета связывает со вторым пришествием Христа, который после своего воскресения стал недоступным для обычного человеческого зрения. Но Он дал обещание оставаться с нами до конца времен и потому не Он возвращается к нам, а мы возвращаемся к нему. Но чтобы свершилось это возвращение, Дух Святой должен просветить и очистить наши сердца и сознания.

Учение эпохи Духа Святого базируется на следующих принципах:

1. Это Учение, объемлющее и интегрирующие все духовное на земле.

Отсюда - его основной Закон. "Все, что несет в себе крупицы небесного света, имеет право на существование. Все, что несет в себе крупицы небесного света, имеет право на наше внимание.
Ничто не отрицается. Не отрицается храм, но не отрицаются и люди, избравшие себе путь вне храма.
Ничто не отрицается, но ничто не возводится в ранг абсолютной истины. Ибо все воплощенное носит на себе печать ограничения.
Подняться над ограничением может только лишь Дух. Дух, поднимающий над ограничением, есть Дух Святой, Дух Утешитель.

2. Зов учения Параклета обращен ко всем и должен быть услышан всеми.

Отсюда - четкая тенденция преодолеть ограничения тем или иным именем, той или иной традицией. Поэтому в Евангелии от Иоанна сказано так: "Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину".
В конечном итоге религии - лишь разное выражение одной и той же истины. От пламенных и региональных религий - к религиям общемировым, от общемировых - к надрелигиозным Учениям, синтезирующим светлые и космические начала всех религий - таков путь восхождения человеческого духа. Что же касается Учения Параклета, то оно представляет собой синтез синтезов. И обусловлено это тем обстоятельством, что если прежние надрелигиозные Учения возникали и становились достоянием людей в канун Новой космической эпохи и потому являлись предвестниками ее, то Учение Параклета непосредственное знамение Новой Эпохи. Это уже не предвестие. Это весть. И если она звучит - значит эпоха Духа Святого уже наступила.

3. Свобода духа (при неукоснительном исполнении законов кармы).

Свобода духа должна носить абсолютный характер, ибо путь каждого человека индивидуален и неповторим. Отсюда - призыв, обращенный к каждому из нас.
"Иди, невзирая на каноны, и даже противореча канонам. Поступай лишь по велению сердца.
Иди в храм, если это отвечает потребностям твоей души. Не иди в храм, если это не отвечает потребностям твоей души.
Энергия духа не терпит ни малейшего насилия с твоей стороны. Помни,что чистые духовные токи могут быть восприняты тобой лишь в чистой атмосфере внутренней свободы твоей ".

4. Отсутствие Учителей на физическом плане бытия.

"В области Святого Духа ни науки, ни учительства быть не может" - предупреждал Святой Серафим Саровский. В эпоху Духа Утешителя - и это одна из ее главных характеристик - отпадает необходимость в посредниках между человеком и истиной, между человеком и Богом.
Отсюда - Завет Новой эпохи:
"Учись быть Учителем себе и душе своей".
Тело твое - храм. Так почему же ты должен звать в этот храм чужого священника? В храме своем сам становись священником и даже первосвященником.

5. Человек человеку - Дух Утешитель.

Как известно, в древнем Риме утверждали нечто противоположное : "Человек человеку - волк". Потом с гималайских вершин придет к людям другой лозунг. Он обретет форму индийской поговорки : "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе Учитель". Иными словами говоря: "Человек человеку - Учитель".
И вот новый - теперь уже русский - лозунг: "Человек человеку - Дух Утешитель". Называю его русским потому, что впервые он был сформулирован писателем русского зарубежья Алексеем Ремизовым.
"Человек человеку - Дух Утешитель". Но Дух Утешитель или Дух Святой, как мы знаем, ипостась Бога Единого. Отсюда - другая, ни в малейшей степени не меняющая существо дела формулировка: "Человек человеку - Бог".
Следует усвоить однако: до тех пор, пока мы будем воспринимать данный девиз - "Человек человеку - Бог" - на уровне слов, ничто не изменится ни в нас, ни в мире, окружающем нас. Более того, - мы можем даже измениться в худшую сторону, если попадем в сети умственного искушения: будем тешить себя мыслью о своей божественности, забывая о той же самой божественности в других людях.
Но если мы будем воспринимать данный девиз - "Человек человеку - Бог" - на уровне сердца, то это изменит мир решительней, чем все революции, вместе взятые. Если ты будешь видеть видеть Бога в другом человеке, а он будет видеть бога в тебе, то значит исчезнет гордыня, разделяющая вас, развеются взаимные сомнения, затуманивающие вас. А это значит, что в духовной атмосфере, созданной вами, может проявиться и в какой-то момент обязательно проявится Бог.

6. Все тайное станет явным.

В новую эпоху это предвиденье должно наконец-то сбыться. Вера должна сочетаться со знанием, вера должна подкрепляться знанием прежде всего для того, чтобы человек мог осознанно сделать свой выбор, ведь главное содержание Новой эпохи будет состоять в том, что перед каждым человеком так или иначе, в той или иной форме обязательно будет поставлена проблема окончательного выбора. Пройдет своеобразный референдум, который разделит человечество на две части: на тех, кто отзовется на Голос Духа и на тех, кто не отзовется.
Но отсюда следует, что ныне незримо вырастает роль средств массовой информации. В определенном смысле она становится решающей. Именно от средств массовой информации во многом зависят итоги глобального референдума. Готовы ли к выполнению этой задачи пресса, телевидение, радио? Пока нет. Между прочим им тоже предстоит выбирать: с кем они, наконец, - с тем, кого в Евангелии именуют "отцом лжи", или с тем, кого в Евангелии именуют "Параклетом - Духом истины"?

7. Воссоединение земного человечества с его космической ветвью.

Космогония эзотерического христианства содержит доктрину Непадшего Человечества. Она связана с моментом грехопадения Ангела, превратившегося в Князя тьмы и увлекшего за собой в бездну род человеческий. Однако не все человеческие монады попали под его власть. Некоторые из них сумели устоять перед искушением и образовали духовную цивилизацию на много порядков выше, чем наша.
Как известно, в других религиозных и духовных школах, в частности в индийских и тибетских, аспект космического грехопадения отсутствует. Но понятие, аналогичное термину "Непадшее человечество", в них имеется. Например, "Белое Братство", "Шамбала". Почему столь исключительно важно для нас, земных обитателей, знание о космической ветви человечества, ни при каких обстоятельствах неотдалимой от человечества? Да потому, что в противостоянии сил Света и тьмы, достигшем апогея, мы можем рассчитывать на победу, лишь опираясь на космическую поддержку. Уже сам факт признания космического воинства среди нас представляет огромную опасность для темных. А любое действие, направленное на воссоединение с нашими космическими собратьями, предвещает поражение темных.
Вот почему противники Света делают все, буквально все, чтобы пресечь любые попытки контактов с Белым Братством (или что то же самое: с Непадшим Человечеством), чтобы по возможности вытравить начисто сами понятия эти из нашей памяти. Вот почему проблема воссоединения с Космическим Братством вырастает - особенно в наши дни - в вопрос жизни и смерти и неотложно нуждается в том, чтобы ее поставили на практические рельсы.
Задача эта будет казаться фантастической и невыполнимой, если под влиянием бульварной оккультной литературы и легковесной информации всякого рода лжемидиаторов и лжеучителей мы будем тратить время и энергию на бесплодные поиски представителей Космического Братства где-то в звездных просторах или на недосягаемых вершинах. Но задача предельно упростится, если поймем: не надо искать их так далеко: они гораздо ближе. Связь между двумя частями человечества не прерывалась ни на мгновение. Люди космического сознания находились и находятся среди нас, внешне не отличаясь от нас. Единственное их отличие заключается в том, что их мысли и поступки космически значимы. Это те, кого мы называем святыми. Это те, кого мы называем Махатмами.
Но отсюда непреложный вывод: если мы четко ориентируемся на них, если неуклонно следуем за ними, то тем самым вступаем в прямой и непосредственный контакт с Космическим Братством. И значит не только в мечтах и фантазиях, а реально и конструктивно способствуем решению главной стратегической задачи наших дней - воссоединения земного человечества с космическим.
Приход Духа Утешителя обещан в критический момент существования человечества. Этот момент - думается - наступил. Духовный кризис, неизбежно сопутствующий экономическим, политическим, социальным потрясениям, ввергает в свой водоворот весь мир. Создается впечатление, что большее количество людей становится жертвами массовой эпидемии, имя которой "одержимость" и для которой характерна потеря инстинкта самосохранения. Но разве не о потере этого инстинкта свидетельстует безумие наших межнациональных и межрелигиозных конфронтаций и военных конфликтов, наподобие цепной реакции опоясывающих современный мир, начиненный ядерными боеголовками и химическими бомбами? Но разве не о том же самом свидетельствует эгоистически - безумная позиция так называемых развитых стран, подкладывающих под основание современной цивилизации экологическую мину? Нет нужды доказывать, что такая позиция не только безнравственна, но и самоубийственна: если в ближайшее время не оставим варварское расточительство энергии и нескончаемый рост сверхиндустриальных монстров, то и без ядерной войны мир рухнет в пропасть, а затем превратиться в сплошной могильник.
Как никогда, становится явственно, что решение наших вопросов лежит не в области экономики, не в области политики, а в сфере духа. И начать, надо, с самого простого: воззвать к элементарному человеческому благоразумию.
Ведь и без длинных разъяснений понятно, например, что никакими паллиативами, вроде строительства очистных сооружений, экологическую катастрофу не предотвратишь. Здесь нужно что-то другое, более решительное, более радикальное, а именно - добровольное и разумное самоограничение. Причем речь не идет о крайностях - об аскетизме или умерщвлении плоти - а о золотой середине в повседневном бытии и поведении нашем.
Как ни странно, но мы бы многое выиграли, если бы прислушались к Марксу и его знаменитому постулату: "От каждого - по способности, каждому - по потребности". Маркс ошибался, считая его далеким идеалом. Задолго до Маркса в христианских монастырях и буддийских общинах осуществлялся коммунистический лозунг: "От каждого - по способности" (отдавали Богу, что могли), "каждому по потребностям" (потребности были разумны и потому невелики). Если бы мы сумели утвердить этот принцип повсеместно, то мир был бы спасен, во всяком случае от экологической гибели.
Нет у нас сегодня иного выхода, как всеми силами будить в человеке космическое сознание. Именно сейчас, когда идет сюрреалистический процесс дробления по национальностям, политическим и религиозным признакам, противоречащим духу космической эры, мы постоянно должны напоминать человеку, что он не только житель данного региона, не только житель Земли! Прежде всего он - житель Космоса со всеми вытекающими отсюда последствиями и значит чувством космической ответственности за все происходящее. Не случайно, что ныне, как никогда, обострилась борьба сил Света и тьмы. Французский писатель Гюисманс когда-то заметил, что главная победа дьявола состоит в следующем: он сумел убедить людей, что его не существует. Приходится убеждать людей в обратном, ибо дьявол (или то, что он олицетворяет), предчувствуя неизбежность своей гибели в связи с наступлением эпохи Святого Духа, готов увлечь за собой в гибельную бездну все человечество.
Кстати, согласно христианским источникам, одержимость - это результат прямого и непосредственного воздействия на человека сатанинских сил, бороться с которыми в одиночку он не может. Для изгнания бесов и бесенят одержимости необходимо Божественное присутствие, необходима помощь Учителей с большой буквы.
Так что сама ситуация как бы подсказывала идею созыва Конгресса Духовного Согласия. Как никогда, мы нуждаемся в том, чтоб Учителя спустились с гор в долины и в формах, доступных нашему сознанию, обозначили свое постоянное присутствие на нашей грешной земле. Вот почему планируется объявить Конгресс бессрочным, для чего потребуется создание каких-то его структур, разумеется, не властных, а информационных и координационных. Наша цель - сделать все, чтоб Конгрессом Духовного Согласия стала вся Земля!
Как уже говорилось, в новых исторических и космических условиях Россия повторила подвиг Христа, будучи распята за весь мир. Но, если это так, то муки и страдания ее не были напрасными. Вслед за распятием - и в этом смысл и оправдание распятия - воскресение и вознесение.
А теперь представьте себе фантастическую картину. К Иисусу, снятому с креста и воскресшему, подходят люди и начинают его убеждать, что он совершил величайшую ошибку, пойдя на распятие, что он должен покаяться в содеянном, отказаться от своих принципов "Возлюби ближнего, как самого себя", "Благословляйте ненавидящих вас" и опять пойти по проторенному пути ветхозаветных законов "око за око", "зуб за зуб". Скажете: абсурд, невозможно. Но ведь по существу именно это и происходит сейчас с Россией, прошедшей через распятие, еще не пришедшей в себя от мук распятия. Россией воскресающей, которой пытаются внушить, что пойдя на величайшую жертву, она совершила чуть ли не преступление, что ей надо покаяться перед всем миром в том, что она еще существует. Не дай Бог, если в это поверим: тем самым обречем себя на смерть, более страшную, чем физическая, смерть духовную.
Будем надеяться однако, что этого не случиться, поскольку этого не допустят благие силы всего мира. В труднейший и ответственнейший момент воскрешения нашего они должны прийти и придут к нам на помощь. Нынешний Конгресс Духовного Согласия - свидетельство того, что они уже пришли.


<<<  •


Hosted by uCoz