«Моё спасение предполагает и спасение
других, моих близких, всеобщее спасение,
спасение всего мира, преображение мира».
Н. Бердяев
Русская Идея Всеединства, или просто Русская Идея, заключает в себе триединый смысл: спасение (преображение) человеческой личности, Русского Отечества и всего мира. Одним из основных предметов познающей любви стала для Русской философии Святая Русь. Философия истории, культуры и судьбы Кафолического царства определилась как «Русская Идея». Эта Идея бессмертна, как бы о ней не отзывались всякого рода злопыхатели. Русь, поскольку остаётся Русью, проникнута этой Идеей. Даже тогда, когда Святая Русь сораспята Христу, она (Идея) пребывает в нации в виде генной записи, получающей Живое Воплощение с Метаисторическим пробуждением народа.
Рождённая ещё в языческом православии, Русская Идея, усиленная христианством, итожит исторический и Духовный опыт, в котором открывается Метаисторическое призвание народа.
Русские – единственная идеократическая Нация. Никакой другой народ не создавал сверхдержаву, в основе которой была бы Идея.
Русская Идея является философски оформленным определением тех здоровых тенденций в Русской культуре и национальном характере, которые призваны противодействовать надвигавшемуся и, наконец, актуализировавшемуся кризису человечества, принявшему черты глобального события в силу доминации западной цивилизации. Рассудочный подход некоторых пациентов философских наук (называемых докторами) приводит к выводу, что «Русскую Идею нельзя сформулировать, выразить в тезисах, а значит, подтвердить или опровергнуть. Она остаётся тайной для рассудка, её можно только почувствовать, в неё можно только верить». Но, во-первых, «нет ничего тайного, что не стало бы явным», а во-вторых, задача концептуального оформления Русской Идеи посильна Разуму (а не рассудку). Действительно, Русская Идея существует в народной массе на уровне инстинктивного сознания, Духовной же Элитой она сознаётся на уровне категориальном. Диалектический подход позволяет изобразить Русскую Идею как единство исторического и логического посредством следующих категорий:
0) КОСМИЗМ (внеисторическое начало)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
1) ОБЩИННОСТЬ,
2) ИСИХАЗМ,
3) МОБИЛЬНОСТЬ,
4) МЕССИАНСТВО,
5) СОБОРНОСТЬ.
КОСМИЗМ, или Универсализм, имеющий своим началом Скифскую Кафоличность, – это взгляд на Мир и Мiр, т.е. на Природу и Ойкумену, как на Живой Целостный Организм, это – стремление к Гармонии микрокосма и Макрокосма, человека и Бога, земли и Неба. Наиболее выдающимися представителями Космизма являются Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.
Человек не является продолжением природы, как полагают, а есть скачок в социальную сферу, предполагающий обрыв пуповины, связывающей его с природой-матерью. Но природу-мать надлежит почитать и даже благоговеть перед ней (без всякого поклонства*), что очень свойственно ядрёному Русскому человеку, который сознаёт значимость своей среды обитания в плане физиологическом, эстетическом и софиологическом.
ОБЩИННОСТЬ русичей не останавливается на родо-племенном отношении, а, будучи беспримерно толерантной, наделённой Вселенской Любовью, Всечеловечностью, стремится к органической Имперскости, к Последнему Риму. Общинность как сознание многого и Космизм как сознание единого гармонизируются в Русской Идее в качестве Совещательной и Самодержавной Власти.
ИСИХАЗМ предполагает отрешённость от падшего мира, от меркантилизма, вещизма, суеты и нацелен на поиск согласия с Внутренним Человеком, на Его интенсивное созерцание, на Внутреннюю Свободу. Нигде в мире так не проявилось отшельничество, как на Руси. В огромном количестве люди становились странниками, уходили в скиты, зарывались в землю (Киево-Печерская лавра). Вообще, этот весьма распространённый элемент Русской Идеи есть скрытое от внешнего взора подвижничество, формирование «полиса души» (Сократ).
МОБИЛЬНОСТЬ – это иной род отшельничества, экстенсивная устремлённость, казакийный поиск Свободы вовне, града Китежа, Светло-Яра, где живут по Правде. Этот элемент Русской Идеи, занесённый из Светлого язычества, отражающий принцип посюсторонности, является стимулом к освоению огромных пространств. В своё время безграничная Русская протоимперия, созданная Русо-Скифами, держалась благодаря их полукочевому, странническому образу жизни, и это качество геоподвижничества, землепроходчества присутствует в Русском народе до сего дня.
МЕССИАНСКАЯ РОЛЬ преобразования «мира сего» есть провиденциальная судьба Русского народа, его крестный путь. Мессианство исторически – это глубочайшее страдание, Метаисторически – величайшая Радость. Нация, не освящённая Святостью своего Отечества, не сознающая необходимость утверждения социальной Справедливости ценой лю´ бóй жертвенности, не может быть Мессианской. Быть таковой – удел Русской нации. Её Мессианство предполагает сознание богоизбранности, богоносности и видится не иначе, как «страдание за других»*.
Существуют ещё две мессиански ориентированные цивилизации – западная, с её торгово-интеграционной миссией, отрицающей Традицию, и исламская, чисто религиозная цивилизация. Но только Русское религиозно-философское Мессианство, вооружённое Триединым Божественным Методом, является по Истине спасительным для мира.
СОБОРНОСТЬ есть главная категория Русской Идеи, её фундаментальный и стержневой смысл. Понятие Соборности, имеющее Мессианское значение, отсутствует у иноземцев. Всеясветная Соборность – это Единство Внутренней и Внешней Свободы, она присуща секулярной и сакральной общинности Русского народа, который как Целое нельзя свести ни к языческому, ни к христианскому началу. Ядрёный Русский народ даже в своей языческой стороне безотчётно является христианином, жаждущим служить Живому Богу, Абсолютному Авторитету. Непризнание им господства Маммоны является глубоко почвенным (а не классовым).
Соборность является Гармоническим Единством индивидуальности и коллектива, т.е. спасительным выходом из крайностей: индивидуализма, стремящегося к произволу, и коллективки, попирающей личность и ведущей к уравниловке. Всеясветность, Вселенскость Соборности исключает всякий налёт национальной ограниченности и духовного провинциализма. А что касается проблемы растворения Русской нации в Общечеловеческом (= Божеском) Естестве Русской Идеи, то следует сказать, что Русская национальная особенность не исчезает, а, напротив, универсализуется.
Важно отметить, что Русская Идея не ставит вопрос о том, как добиться на Руси материального благополучия и политического могущества. Если бы это было так, то она была бы ограниченной, примитивной национальной идеей. Русская Идея является Сверхидеей в силу приоритетов Духа над материальными ценностями. Если религиозный Восток ориентирован на небо, прагматический Запад – на землю, то Русская Идея ориентирует на их Единство (с доминацией Небесного Начала), на то, чтобы Правда восторжествовала «и на земле, как на небе» (Мф 6:10).
Историческое воплощение Русской Идеи – это первое Христово пришествие в филогенезном плане, первое глобальное отрицание «мира сего», это – предельное напряжение физических и душевных сил народа, его «стеснённость до кровавого пота». Советский, секулярный социализм, который неверно отождествляют с Коммунизмом (Сакральный Социализм, Второе Глобальное отрицание), – явление не случайное; это – препоясанность народа Законом самой Объективности и проведение его через горнило испытаний, исходящих от крайне выраженного этатизма. Этот строй суть тоталитарное, силовое «преодоление человеческого», это – античеловеческое, противоестественное (против первого естества), социальное устройство, узкие врата, которые нельзя было миновать на пути к Высшему Социуму, к Божескому Естеству (2Пет 1:4). Русская Идея, на которой прокатилась Октябрьская революция, получила своё извращённое выражение, поскольку первородные человеки, взяв на себя роль высших авторитетов, учредили в России крайне унитарную государственность, что возможно было лишь на почве уникального настроения масс, во все времена признававших Абсолютизм и веровавших в торжество Правды на Земле. Первое и Второе Глобальное отрицание – это не только две фазы одной и той же формации, но и абсолютно противоположные формации, это – умирающий и воскресающий Собор (Тело Христово), это – негативный коммунизм, взявший на себя весь грех мира, и Вечная Божественная Коммуна*, переход в которую осуществляется только скачком. Так называемый постепенный переход из первой фазы во вторую имеет отношение только к внутреннему формированию Идеала; в реальности же происходит постепенное ухудшение жизни народа и удаление от Цели по мере продвижения к ней (Мф 27:46). Диалектической связи этих фаз как перехода в свою противоположность не могли понять исторические теоретики социализма и коммунизма, решительно все оказавшиеся утопистами. Оставаясь по природе перворождёнными и, соответственно, не понимая проблемы сосуществования перворождённых и Второрождённых, основоположники «рая на земле» ожидали от простых смертных таких проявлений, которые присущи только Возрождённым. Это: самоотреченное служение Всеобщему Началу (= Истине), признание Всеобщего Блага превыше всякого частного интереса, нестяжательство, бескорыстная творческая инициативность и т.п.* Само собою разумелось, что для воплощения Справедливого Обществаего члены должны были преобразиться в Нового Человека (что нереально для общества в целом).
Русский народ заблудился на определённом этапе в своём Горнем устремлении, но Пастырь добрый печётся более о той овце, которая терялась и нашлась, а не о тех «девяноста девяти праведниках, которые не имеют нужды в покаянии».
Возглавители Совдепии, будучи невозрождёнными людьми, в конце концов опошлили Русскую Идею и в доказательство пагубности этой Идеи стали указывать на её первое воплощение (воплощение «в теле смерти») как на пример того, чего не должно быть. В действительности же Русь избавила мир от революционной ситуации, мессиански понесла его болезни (Ис 53:4,5).
Сотрицать власть Маммоны оказалось не под силу Октябрьскому социализму, но ньюбуржуи, клептократы навсегда лишились легитимных прав на владение тем, что стало в своё время общенародным достоянием. И хотя первое Глобальное отрицание ветхого мира было насильственным, оно так же необходимо, как Распятие перед Воскресением. Что с того, что насилие богатых над бедными проходило эволюционно, а отвержение строя, который вызвал Октябрьские события, революционно? Этот строй (и всякий эксплуататорский строй) осуждён раз и навсегда (ценой смерти социализма) и не может быть реставрирован, несмотря на псевдопатриотические движения, ратующие за нафталинную монархию и сусальное православие, оправдывающее её.
С целью ошельмования Русской Идеи, враг душ человеческих – «князь мира сего» – назвал Октябрьский социализм «ошибочным зигзагом истории», но это мнение, однако, требует существенного уточнения. Дело в том, что ошибка у Русского народа была не в Идее, а в полном доверии вождям, воплощавшим эту Идею, и не в Цели, а в средствах её достижения.
Октябрьский социализм называют ещё и такими именами: «деяние Сатаны», «незаконнорождённое дитя Октября», «переворот сверху» («жидомасонский заговор»), и вообще, считают его случайным явлением, которого могло и не быть. Но Октябрь является провиденциальной Объективностью, народной революцией. Он уничтожил колониальную систему, прочно заложил в памяти людей миротворческий вариант межэтнических отношений, навсегда подорвал всепроникающее влияние внешней церкви, вскрыл в своей практике все ошибки непоследовательной диалектики, исключил возможность прочной реставрации капитализма. Кроме того кровавая революция нужна была для того, чтобы её больше никогда не было.
Многострадальный Русский народ, в отличие от «благополучного» Запада, всегда жаждал скорого Возрождения (даже ценой Страшного суда), пребывал в напряжённом ожидании его.
Кто шёл крестным путём переделки ветхого мира в себе самом, тот знает, что Октябрьский социализм есть крестный путь России, а пост-социализм – филогенезный гроб Господень.
Кто не признаёт социализм или пост-социализм объективной закономерностью, тот глумится над историей Руси и является «врагом креста Христова» (Флп 3:18).