Руси Духовная Купель

О Мире Прекрасного- I [1] [2] [3] [4] II [5] [6] III [7] [8] IV В [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] О [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] Е [28] [29] [30] [31] V [32] [33] [34] [35]




26 1. Поэзия* во всей полноте своего значения есть начало и конец искусства вообще, логическое основание всех видов искусств и всякой творческой деятельности*.
2. Это самое подвижное в себе и для других, самое ёмкое и всеохватывающее искусство.
3. Являясь всеобщим искусством, поэзия способна в бесконечно разнообразной форме выражать любое содержание; её неограниченным материалом является сама художественная фантазия, СКАЗочность.
4. Поэзия — это царство Самого Логоса в Его художественном обличии; в этом царстве достигается наибольшая полнота метафорического изображения действительности, оно само есть действо.
5. Если (со стороны средства выражения) зодчество* есть сугубо перстное начало художественного Логоса, ваяние — Его Тело, живопись — Его Душа, ещё не свободная от перстных одежд, музыка — Его становление как Духа (обнажённая Душа), то поэзия в её высшем выражении есть Реальная Жизнь Самого Логоса в сфере искусства.
6. Уже музыка прорывает безмолвностъ художественного языка, царство немого жеста, но она не идёт далее междометий, и только с поэзии начинается внятная речь, которая в своей полноте живого воплощения возвращает жест.
7. К поэзии в самом широком смысле относится вся художественная литература, театр и кино, в узком смысле — стихотворные произведения, муза.
8. Последняя, в отличие от прозы, для которой преимущественное значение имеет смысловой результат, ещё близка к музыке, которой важен сам процесс замкнутой в себе жизни.
9. Но с другой стороны, именно проза детально описывает частности, тогда как собственно поэзия избегает рисовать их в развёрнутом виде и содержит в себе такие циклические дробности, которые являются законченными и самоценными.
10. Всякое несуетное, сосредоточенно-осмысленное высказывание себя уже есть некая поэзия, которая до конца начинает отвечать своему понятию — понятию художественного слова, — когда приобретает образную и возвышенную форму, а при наличии метра или ритма становится сугубо стихотворной речью.
11. Поскольку проза более дискурсивна, а поэзия более интуитивна и движется от целостного к целостному, то первая тяготеет к мужественному началу, а вторая — к женственному.
12. Кроме того, в стихотворном творчестве более юношеской пылкости, чем в художественной прозе, к которой неизбежно приходят даже самые прирождённые поэты в период их возмужания.
13. Художественное слово — самое простое и доступное искусство, со стороны преодоления технических трудностей, и самое трудное — в плане откровения его источника вдохновения и творческой фантазии.
14. Источник поэтического вдохновения (Иппокрена) обретается посредством подвижнического настроя души, способной сгармонизировать силу и лёгкость словесной стихии, окрылить в ней самое весомое, переведя его в состояние парения (говоря поэтическим языком, оседлать Пегаса).
15. Поэт, в сравнении с любым художником, располагает наибольшими возможностями, чтобы донести задуманное, он может более полно, исчерпывающе передать глубину содержания, более откровенно и определённо раскрыть свой художественный замысел, так что за-мысел перестаёт быть таковым и становится свободной мыслью.
16. Но именно в силу того, что поэт пользуется самым категорическим средством — логосом, он более ответствен перед Обществом за сказанное.
17. Звание поэта столь высоко, что только оно до конца совпадает с понятием пророка, про-рицателя*.
18. Искусство поэзии более всех искусств со-ответствует Природе Создателя, ибо Таковой есть Слово.
19. Муза как живое действо передаётся посредством поэтико-музыкального звучания, в котором собственно звучание (в отличие от музыки, заключающей в нём всё своё содержание) растворяется в мыслительной определённости и получает отклик в душе слушателя не только на уровне со-звучности, как в музыке, но и на уровне со-знания.
20. Поэзия вообще ведёт к абсолютной сконцентрированности на Жизни Духа и может реализовать себя в Ней и для Неё, не отвлекаясь на косное, противостоящее Ей временное и пространственное средство, ибо средством поэзии является вневременное и внепространственное абстрактное слово — понятие, а Целью — Живое Слово, Слово, ставшее Плотью.
21. В начале было Слово … и если со стороны становления Идеала Искусства вообще все отдельные искусства эволюционируют к поэзии, то со стороны ставшего Идеала они эманируют от поэзии.
22. Основные три рода изящной словесности — эпическая, лирическая и драматическая — в определённой форме проявляют себя во всех особенных искусствах.


<<<  •  >>>




Hosted by uCoz